Кино с оговорками

Вторник, 12 Января 2016 г. 00:07 + в цитатник

Мне отмщение, и аз воздам (послание к римлянам апостола Павла, гл. 12, ст. 19)

Выживший

Леонардо ди Каприо, как ни крути, хороший актёр. Возможно, дело в том, что он грамотно подбирает роли под свой типаж, играет персонажей, в шкуре которых будет смотреться естественно. Плюс не стоит скидывать со счетов направленность фильмов на довольно широкую зрительскую аудиторию, а не только на подростков или упёртых эстетов, брезгливо морщащихся от словосочетания «кассовые сборы». У подобных категорий граждан, к слову, общего больше, чем вторым кажется, а первые вообще могут вообразить. Дружно вспоминаем, сколько раз срабатывала схема «засветиться в популярном молодежном проекте, а потом уйти в арт-хаус, доказывать, что ты актёр/актриса». Играть же особо не нужно ни там, ни там — целевая аудитория и так проглотит. Но разве не лучше смотреть на хорошего актёра в своем амплуа, чем на десятки актёров похуже, стремящихся доказать свою профпригодность и раз за разом выбирающих роли не по себе? Я уж молчу о передозировке толерантности и феминизма, побуждающих продюсеров создавать глубоко вторичные женские версии и плодить афроштурмовиков.

Шутки же про Лео и «Оскар» никогда не выйдут из моды. И вы знаете почему. Однако бытует мнение, что именно этот фильм может поставить крест на карьере доморощенных петросянов от кинематографа. Или нет? «Мужчина сражается с медведем за «Оскар». Медведь побеждает». Но вот незадача, как раз в этом фильме Лео не так уж интересен. Соседствующая по дате релиза, месту действия, погодным условиям и историческому периоду «Омерзительная восьмерка» может предложить в разы больше актёрской игры, за которой увлекательно наблюдать. Но следует сделать оговорку: натурализм съемок. Одно дело читать монологи в уютных павильонах, другое — с сосредоточенным лицом ползать пузом по заиндевевшей земле, цепляясь онемевшими от холода пальцами за кочки, да плескаться в проточной воде (пусть даже надежно укрывшись каким-нибудь водолазным костюмом под реквизитными лохмотьями). Данный натурализм и актёрская самоотдача могут сыграть свое дело, но ради справедливости следует ещё одну оговорку сделать: какое дело зрителю до закулисной возни. Зритель оценивает конечный результат, а по нему вездесущий Том Харди как персонаж интереснее. Вот такая интрига: что взыграет в академиках — сторонний зритель или знаток внутренней кухни?

Раз уж разговор зашел о натурализме, то стоило бы отметить и красоту натуры, на которой дотошно проводили съемки создатели. Некоторые кадры откровенно чаруют. Завораживают. Даже потрясают местами. Картинка не идет ни в какое сравнение с мультяшными джунглями «Аватара». И естественное освещение, ради которого режиссёр гонял съемочную бригаду по живописной, но лишенной удобств, местности, порой удивляет: кадры с пробивающимися сквозь деревья лучами солнца, бликами, играющими на снегу, хочется повесить в рамочке на стену. Ну, или на рабочий стол. Но здесь тоже нужно сделать оговорку: для идущих в ногу со временем индивидов, не зашоренных ретроградными взглядами, это всё уже не в новинку. Они уже воочию видели похожие пейзажи и игру света во время путешествия по провинции Скайрим. И взаимодействовали напрямую, что заметно увеличивает степень вовлеченности, а через то эмоциональную отдачу. Так что здесь налицо некоторая статичная вторичность.

Визуальные красоты напрямую связаны с глазами зрителя — с камерой оператора. За неё тут отвечает небезынтересный человек, два года подряд получавший за свои труды признание коллег и статуэтку «Оскар» (выкуси, Лео!). Есть опасения, что в этом году он не собирается бросать привычку и оставаться без награды. Для этого есть все предпосылки, камера действительно зачастую ведёт себя потрясающе, то выбирая удачные ракурсы, то демонстрируя соразмерность масштабов человека и природы, медленно наезжая под угнетающую музыку, то кружа в вихре действия. Это по своему впечатляет. Однако и здесь имеет место быть оговорка: иногда подобный перфекционизм не только излишен, но и откровенно вреден. При хронометраже фильма в два с половиной часа медленные наезды, излишнее любование, кажутся просто непростительными. Казалось бы, можно кое-что и вырезать, но тут же возопят эстеты: «Это нужно для эмоционального погружения!» Что ж, про эмоции говорилось выше и будет сказано ниже, пока перейдем к следующему. Злоупотребление одними и теми же приемами. Удивляющая в «Дите человеческом» сцена, снятая одним дублем, была к месту. Она угнетала и визуально нагоняла жути. Здесь этот приём не работает. Масштаб, увы, не тот. К тому же внимание зрителей по режиссерскому замыслу должно акцентироваться на том, что в центра кадра. Стоит только сыграть не по правилам и сосредоточиться на фоне, как в глаза бросаются просчеты и ненатуральность действий статистов. А это, как мы знаем, играет против эмоциональной вовлеченности в происходящее. Кроме того, оператор к месту и не к месту злоупотребляет круговым обзором на 360 градусов. Это хорошо в меру, но когда в каждой несколько динамичной сцене нам показывают панораму, а потом лицо героя, сосредоточенно смотрящего куда-то за камеру, на что-то, скрытое от зрителя, — это уже приедается и, если честно, раздражает.

Кино в итоге получилось красивое, зрелищное, но затянутое. Тех, кто излазил просторы Скайрима, ожидают приступы дежа-вю. Медитативность вовсе не играет на руку восприятию, равно как и излишние абсурдные отступления в виде снов, горячечного бреда и побочных историй. Всё это только увеличивает хронометраж. Финал оставляет неоднозначные впечатления: с одной стороны специфическое (кто сказал «Арт-хаус»?!) повествование, с другой — открыто попсовая, голливудска, эскалация конфликта. Зачем смешивать два противоположных подхода — не ясно. Но вот последний кадр порадовал, как будто зрителя вопрошают: «Ну как?»

«Хорошо» — отвечаю я.

Рубрики:  I N S P I R Λ T I O N
Метки:  



Hot--Ice   обратиться по имени Вторник, 12 Января 2016 г. 11:13 (ссылка)
С наступившим тебя
large (500x278, 969Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 12 Января 2016 г. 14:44ссылка
И тебя, дорогая, с прошедшими и наступающим Старым )
Всего, всего, всего...
Перейти к дневнику

Вторник, 12 Января 2016 г. 15:15ссылка
Спасибо! Весёлый НГ выдался ☺
127114186_chuviha (480x270, 496Kb)
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку